В преддверии 71-й годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне хочется рассказать об автомобилях, во многом, благодаря которым, была одержана победа во Второй Мировой войне.

Интересный факт. До войны, в конце 30-х годов, в Советском Союзе в огромном объеме производилась военная техника. Выпуск ее был значительно больше, чем в любой другой стране. К началу войны в СССР насчитывалось порядка 273 тысяч военной автотехники, а с началом войны было добавлено еще 160 тысяч гражданских автомобилей и техники сельхоз назначения. К великому сожалению, в первые дни войны были потеряны десятки тысяч автомобилей.

Основные герои автомобили победы.

Грузовик победы ГАЗ-АА

1. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА «Полуторка» — легенда Советского Союза.

Данный вид техники славился универсальным назначением. На ней даже располагались реактивные системы залпового огня «Катюша». Хотя впервые такая система была устанавлена на четырехтонном грузовике с колесной формулой 6х4 ЗИС-6.

Малоизвестный факт. Решение о серийном производстве «Катюши» в СССР было принято примерно за 12 часов до начала Великой Отечественной войны (21 июня 1941 года).

Впервые автомобиль ГАЗ-АА был выпущен в 1932 году на конвейере завода «Газ», который находился в Нижнем Новгороде. Грузовик имел двигатель, который развивал мощность в 42 лошадиные силы. В дальнейшем данный тип двигателя был модернизирован и имел уже 50 л\с. Также он был оборудован 4-х ступенчатой коробкой передач. Основой была рама, а подвеска имела рессорный тип. Грузоподъёмность автомобиля составляла 1,5 тонны, отсюда и пошло прозвище «полуторка». Стоит отметить, что благодаря рамной, довольно простой и добротной конструкции, автомобиль эксплуатировался с большим перегрузом до 3-х тонн. Максимальная скорость грузовичка достигала 70 километров в час, а благодаря малой степени сжатия, заправлять ГАЗ-АА можно было некачественным бензином. В безвыходных положениях автомобиль заправляли керосином или спиртом. В обслуживании автомобиль был неприхотливый, с ремонтом справлялись «на месте». В военное время на «Полуторку», в целях экономии, устанавливали одну фару и один стеклоочиститель. Передние тормоза отсутствовали. Кабина была изготовлена из фанеры. Крыша и двери выполнены из брезента. Аккумулятор был большим дефицитом, поэтому машину заводили с помощью ручного стартера. Общий тираж «Полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров.

Грузовик победы ЗИС-5

2. ЗИС-5 — культовый грузовой автомобиль. Прозвище «Захар Иванович» или «Трехтонка».

По своей надежности данному грузовику не было равных. Автомобиль был оснащён мотором с мощностью в 73 лошадиные силы. Максимальная скорость составляла 60 км\ч. ЗИС-5 имел гибкую раму, которая помогала автомобилю проходить неровность очень мягко. Колесная формула 4х2. Производился автомобиль сразу на нескольких предприятиях: «УльЗИС» и «УралЗИС», заводом «имени Сталина» по лицензии американской компании Otokar. Донором стал грузовик «Автокар 5 Эс». Автомобиль подвергся серьёзной модернизации, которую проводил коллектив инженеров предприятия ЗИС. Практически из доступных запчастей был сконструирован более современный автомобиль, а самое главное грузовик стал более простым и ремонтопригодным.

ГАЗ-67 Джип Победы

3. ГАЗ-64, ГАЗ-67. Прозвище «Иван Виллис» — военный джип.

Внедорожник был запущен в производство в рекордные сроки. 3 февраля 1941 года было получено задание от советского правительства на производство легкого, недорогого и неприхотливого в обслуживании внедорожника. Спустя два месяца, а точнее 51 день, автомобиль был готов к производству. На 60 день пошёл серийный выпуск. Срочность была обусловлена тревожной обстановкой.

ГАЗ-64 получил надежный и неприхотливый мотор от полуторки, но оказался малопригодным для езды по грунтовым дорогам из-за довольно узкой колеи.

В срочном порядке завод «ГАЗ» изготавливает модернизированный вариант ГАЗ-67. Данную модель прозвали в армии как «Иван Виллис», «козлик», «блоха-воин». В основном он служил в армии, как штабной командирский автомобиль, разведывательный автомобиль и быстроходный арттягач. Автомобиль получился по-настоящему с внедорожными качествами. С легкостью преодолевал глубокие колеи, мог без проблем выходить на обочину через кюветы с крутыми стенками. ГАЗ-67 развивал максимальную скорость до 90 километров в час при езде по бездорожью, до безумных по тем временам, 25 километров в час. Во время Второй Мировой войны показал себя с хорошей стороны. Внедорожник был неприхотлив к горюче-смазочным материалам. Легко, быстро и просто ремонтировался, в отличии от его американского брата «Виллиса».

Подводя итог, хочется сказать, что технологические решения, которые использовались в автомобилях, участвовавших во Второй Мировой войне, дали существенный толчок советскому автопрому.

Во время войны и после неё активно работали советские НАМИ. Здесь изучали трофейную и лендлизовую технику, проводились испытания зарубежных автомобилей. Советские инженеры получили возможность ознакомиться с решениями и технологиями практически со всего мира.

С уважением, Администратор сайта bibimobil.ru

Видео по теме: "Автомобили Второй Мировой Войны"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter